Должность начальника отдела продаж может иметь совершенно разное наполнение в зависимости от множества факторов.
Ответив на следующие вопросы, можно сформировать профиль начальника отдела продаж:
- 1. Занимается ли начальник отдела продаж непосредственно продажами?
- 2. Обеспечивает ли начальник входящие звонки?
- 3. Проводит ли он обучение сотрудников?
- 4. Готовит начальник отчеты вручную или получает их из CRM-системы?
- 5. Занимается ли «разруливанием» вопросов с проблемными клиентами?
- 6. Перераспределяет ли клиентов у менеджеров по продажам?
Начальники отделов бывают разными. Например, такими же менеджерами по продажам со своей клиентской базой (только с функциями администрирования). Бывают чистыми администраторами, которые занимаются отчетностью, отслеживанием работы сотрудников, отчетностью перед руководством, распределением и контролем выполнения планов, распределением клиентов и решением спорных вопросов менеджер — клиент.
Как стать лучшим руководителем отдела продаж?
Есть и третий тип руководителя отдела продаж – это человек, который выполняет все функции для обеспечения эффективной работы отдела начиная от маркетинга и заканчивая контролем процесса оказания услуги или поставки товара.
1. «Апгрейднутый» менеджер по продажам. Этот менеджер загружен своими клиентами. Его основная задача – работа с клиентами. Времени на обучение и работу с другими менеджерами не остается. Ему достаются лишь некоторые административные функции: сбор отчетности, организация отдела и т.д. Такой начальник отдела продаж появляется в отделе, где менеджеры достаточно самостоятельны, могут сами продавать товар, продвигать его внутри компании и обладают достаточно высокой самоорганизацией. Этим менеджерам не нужен начальник отдела продаж, который лезет в их работу. Нужен номинальный руководитель из их числа. Прорывов с таким отделом и руководителем ждать не стоит. Но если основная цель отдела – сохранение текущего положения дел, то такой руководитель будет оптимальным. Однако стоит помнить: тот, кто не рвется вперед, рано или поздно скатится вниз. Вопрос только в сроках. И еще момент. Если начальник занимается распределением «входящих» клиентов, то весь «крупняк» оказывается у него, что не лучшим образом сказывается на моральном климате в отделе.
2. Администратор. Этот руководитель отдела продаж занимается административными функциями. Такая ситуация характерна для больших отделов и крупных компаний, где много отчетности, совещаний, представительских функций. Этот начальник больше занят представлением результатов руководству, установкой планов продаж, выбиванием у других отделов условий для работы своего отдела. С точки зрения управления персоналом, он распределяет клиентов, решает проблемные ситуации, устанавливает индивидуальные задачи.
3. Мини-коммерческий директор. Обычно этот начальник работает в малом или среднем бизнесе. Его работа характеризуется тем, что помимо самого управления отделом продаж, он завязан на всей обвязке продаж. Это предприниматель, которому, помимо основных функций, необходимо еще разбираться и влиять на другие процессы, происходящие в компании: маркетинг, производство, поставки и т.д.
Профиль начальника отдела продаж может быть определен стихийно, когда он зависит от конкретной личности, которая берет или не берет на себя определенные обязательства. А может быть определен стратегией компании. И работнику, и работодателю необходимо четко понимать, что один хочет от другого, и какие возможности дает один для выполнения поставленных перед другим задач.