Давайте пройдём по нескольким составляющим, которые вам помогут добиться увеличения эффективности отдела продаж, и которые нужно использовать в обязательном порядке.
Автоматизация продаж
Если данные по продажам собираются в тысячи файлов, задачи ставятся из уст в уста, и отсутствует понимание эффективности отдела целиком или отдельного сотрудника, то важнейшим действием станет внедрение CRM-системы. Да, именно CRM разом решает насущные проблемы как в отделе, так и в компании:
- руководители отделов продаж и собственники понимают, что происходит в отделе, даже не находясь в офисе;
- быстрый анализ текущего положения дел в любой момент времени из любой точки мира, позволяет получить четкое понимание, почему результат не такой, как ожидалось, и что этому помешало;
- настроенные воронки продаж, адаптированные под клиентов и продукты, автоматизирующие рутинные действия, делают так, что менеджеров ничего не отвлекает, и у них освобождается время для того, чтобы заниматься продажами;
- интегрированная телефония, электронная почта, формы на сайте и сквозная аналитика позволяют отследить весь путь клиента от лида до продажи для оценки эффективности каналов продвижения, а также собирают всю историю общения с клиентом в одном месте;
- менеджерам не нужно переключаться между разными программами, вся их работа происходит «в одном окне».
Помните, что нельзя изменить то, что невозможно измерить!
С внедрением CRM сотрудникам станет сложно осуществлять ИБД (имитацию бурной деятельности). На вопросы об отсутствии результата они больше не смогут предоставить список причин «почему не смогли», а направят свое мышление на поиск рациональных решений.
Но для менеджеров, даже с отработанными как у собаки Павлова рефлексами, неправильно настроенная CRM, станет мешающим фактором в работе. Поэтому убедитесь, что:
- компоненты CRM настроены под бизнес-процессы именно ваших продаж;
- отдел продаж работает в CRM-системе по единым стандартам;
- работа контролируется и корректируется, желательно ежедневно, и это сформировано в привычку с соблюдением стандартов!
Система мотивации
После проведения аудита в полутора сотнях отделов продаж, я заметил, что следующие ошибки оказываются самыми общими и распространенными:
- Сотрудник получает одинаковый бонус за любые продажи. При этом собственники удивляются, что продажи не растут, а продаются не те продукты, которые действительно важно продать.
- KPI не привязаны к результату. Оценка происходит только на финише, а следование по цепочке действий, приводящих к результату, не регламентировано и не награждается.
- Отсутствуют планы продаж. Сотрудники в любом случае получают бонусы вне зависимости от количества проданного.
- Отсутствует мотивация за перевыполнение плана. Сотруднику не выгодно продавать больше, чем стоит в плане.
- Сложная система мотивации. Менеджеру, а часто собственнику сложно понять кто, за что и как получает бонусы за продажи.
Это немногие из причин, негативно влияющие на мотивацию. Перечислять остальные можно бесконечно.
Итак, что должна включать в себя мотивация, повышающая эффективность отдела продаж:
- Мотивация понятна и прозрачна. Каждый сотрудник отдела продаж может самостоятельно её посчитать.
- Показатели объективны и достижимы. Менеджеры четко понимают, какими действиями и с помощью каких ресурсов можно достичь требуемых показателей, в противном случае сотрудники будут демотивированы.
- Назначены планы продаж: личные, на отдел, по продуктам. У сотрудника есть четкие ориентиры, к чему двигаться: план по обороту, марже, план в штуках, а может быть и по тому и другому. Излишне не усложняйте и учитывайте пункт 1.
- Установлены KPI. Проанализируйте бизнес-процесс продажи. Из каких шагов он состоит? Какие этапы максимально влияют на итоговую конверсию? Выставьте по шагам минимальные требуемые показатели. Например, сделать 50 звонков для назначения встречи, совершить 10 встреч и подписать 3 договора. За каждое из достижений назначьте бонусы.
- Повышающие и понижающие коэффициенты. Это старый проверенный метод. Менеджер стремится к тому, чтобы продавать больше, а если он за это не награждается, то он не станет это делать. Установите минимальные рамки по результату, ниже которых сотрудник ничего не получит, и увеличьте выплаты при перевыполнении плана.
Формула мотивации должна быть такой: оклад + KPI + выполнение плана продаж. Если важны продажи какого-то специфического продукта, то сделайте для него отдельную мотивацию.
А Вы хотите, чтобы ваши менеджеры продавали больше? Оставьте заявку, и мы поможем Вам в этом!
(после нажатия кнопки ОТПРАВИТЬ ЗАПРОС Ваша заявка сразу попадает к нам)