Время чтения: 8 мин.
План продаж. Что это за зверь?
Это планирование объемов? Конкретной работы отдела? Развития продаж? Или все-таки суммарный план работы каждого сотрудника?
Попробуем разобраться. Для чего нужен план, мистер Фикс? По идее, необходим он для того, чтобы чего-то достичь. Соответственно к плану отдела продаж мы можем относить любой сценарий, который позволяет достичь каких-либо показателей. Подробней разберем каждый из типов планирования работы отдела.
1. План объемов продаж
Есть споры по поводу того, нужен ли план по выручке или по марже?
- Зачем ограничивать менеджеров каким-то планом? Пусть продают как можно больше.
- Правильные планы продаж сложно установить без серьезной статистики, так зачем эти игры?
- Зачем создавать постоянный стресс? Система мотивации стимулирует к достижениям, а план только нервирует.
Практика показывает, что наличие плана, приближенного к реальности, повышает продажи. За счет чего? За счет ясного ориентира, к которому стремятся менеджеры. Он работает, если находится в пределах ±40% от реального. Вот тут возникает самый интересный вопрос. Как установить реальный план? Есть несколько подходов к этой задаче:
- 1. На основании показателей предыдущих периодов +10%;
- 2. На основании анализа показателей лучших и худших менеджеров;
- 3. На основании ситуации у конкурентов;
- 4. На основании воронки продаж и времени, затрачиваемого на каждый этап;
- 5. На основании потребностей бизнеса (бизнес-плана).
Каждый из этих методов неидеален.
Показатели предыдущих периодов могут быть сильно занижены, и менеджеры могут их легко выполнять. Руководство так никогда и не узнает, что можно продавать на самом деле в 2 раза больше. К тому же для эффективного использования этого метода необходима достаточная статистическая база с учетом сезонных колебаний и общей экономической ситуации.
Анализ показателей лучших и худших менеджеров сильно субъективен. Лучший в этой компании может быть худшим у конкурентов и наоборот. К тому же есть правило, что в каждой группе все равно определяются лучшие и худшие, и показатели будут зависеть от общей динамики группы, а не от исполнения масштаба отдельными менеджерами.
Информация о конкурентах - во-первых, труднодоступна, во-вторых, может не подходить к реалиям компании. Лучший официальный способ сбора информации о бизнес-процессах конкурентов - это приглашение на собеседование сотрудников из этих компаний. Тогда можно узнать не только планы, но и бизнес-процессы, в рамках которых они достигаются.
При использовании воронки продаж необходимо не только собрать данные нескольких менеджеров, но еще проанализировать эффективность их работы. И ставить планы работы по эффективной воронке продаж.
Потребности бизнеса это всего лишь «хотелки», они могут быть очень сильно оторваны от реальности. Хотя не обращать на них внимания вообще тоже нельзя. Если требования бизнеса расходятся с показателями, рассчитанными другими способами более чем в 2 раза, есть смысл задуматься о жизнеспособности всей бизнес-модели. Без этого не получится составить план продаж и правильную работу всего отдела.
Ни один из предложенных методов определения «реального» плана не может гарантировать точности. Но совокупность нескольких методов может дать приблизительный ориентир.
2. План работы отдела продаж
Это и есть бизнес процессы отдела продаж. Это нечто большее, чем совокупность работы каждого из менеджеров. В первую очередь, он зависит от того разделения функций, которое принято в отделе продаж. В отделе может быть несколько различных функциональных ролей:
- Хантер, Привлеченец, охотник - тот, кто ищет новых клиентов
- Фермер, Клиентский менеджер - он вспахивает существующих клиентов
- Телесейлз, Звонарь – тот, кто совершает первичные звонки по холодной клиентской базе
- Помощник, бэк-офис – тот, кто производит оформление документов
- Пресейл, Дожиматор, тяжелая артиллерия - иногда это начальник или самый опытный менеджер, а иногда технический специалист.
Соответственно бизнес процессы отдела продаж - это совокупность планов этих функциональных ролей. Эти роли могут быть оформлены в группы, могут работать в общем конвейере, а могут заключаться всего лишь в одном человеке. Но даже если все описанные функции заключены в одном человеке и в отделе выделена всего одна функциональная роль, существует планирование на основе планов разработки территории, завоевания целевых групп клиентов и т.д, это и есть комплекс мер, направленный на развитие.
3. План развития продаж
Многие считают его самым важным. Я с этим не согласен. Если система продаж действительно выстроена и эффективно функционирует, она настроена таким образом, что план развития не выделяется из функций системы и осуществляется автоматически. По большому счету есть набор точек влияния, которые действуют на развитие отдела:
- Улучшение продающих свойств товара;
- Улучшение подготовки менеджеров;
- Улучшение бизнес-процессов;
- Улучшение инструментов привлечения и завоевания клиентов.
Что нужно улучшать в компании в первую очередь? Как ни странно, это можно узнать на основании анализа воронки продаж.
Если хромают этап добавления новых клиентов, нужно улучшать каналы их привлечения.
Если есть сбои в сроках, скорости работы, отказов из-за сервиса, нужно улучшать бизнес- процессы.
Если все этапы хромают, безусловно, нужно работать с продающими навыками менеджеров.
Инструменты увеличения продаж могут существенно влиять на продажи только в том случае, если все остальные этапы работают отлажено. Инструменты - это идеи, как произвести лучший эффект на покупателя, речевые модули, шаблоны, книги работы с возражениями и т.д. Они требуют более детального рассмотрения и детальной проработки.
Фактически запланированная работа по этим направлениям и есть план развития отдела продаж. Соответственно, налаженная система постоянно работает над первыми тремя пунктами автоматически. Но если требуется взрывной рост, то необходимо составить список мероприятий по улучшению каждого из пунктов.
4. Планирование численности отдела продаж
Если мы разрабатываем план, то стоит также задуматься о количестве сотрудников, которые будут работать. Как спланировать численность отдела? Тут нет ничего сложного. Все должно зависеть от возможности масштабирования бизнеса, его производственных мощностей, объема общего пирога на рынке и места компании на рынке. По-хорошему должны быть построены несколько финансовых моделей с различными объемами бизнеса. Определен оптимальный объем бизнеса и спланирован рост численности менеджеров до размера оптимального бизнеса. Единственное, что хотел бы отметить, рост оптимально производить не резкими скачками. Потому что часто после резких скачков могут в корне измениться все процессы предприятия, затронув и эффективность продаж.
План конкретного менеджера по продажам рассмотрен в другом месте, поэтому не буду на нем останавливаться. Единственное, что уточню, он должен согласовываться со всеми остальными планами развития, перечисленными в этой статье.
5. План работ начальника отдела продаж
Остался самый главный. Он самый простой. Нужно вовремя стучать по столу, и кричать «Я ничего не знаю, но, чтобы завтра план был выполнен!». По большому счету, если налажена система продаж, руководителю ничего другого уже не остается :). Конечно, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Управление полностью выстроенным отделом, численностью до 7 человек занимает 1 час времени. Кажется фантастикой? Звони и через полгода у тебя освободится 7 часов в твоем рабочем графике ;)
Как создать план продаж
План отдела продаж - документ, описывающий возможности и учитывающий риски для продвижения товара или услуги в определенном регионе и на конкретный срок. Он должен быть: конкретным, ориентируемым на результат, ограниченным по времени. А прописанные цели: измеримыми, достижимыми. Упрощенно говоря, анализируются 4 маркетинговые составляющие: продукт (product), цена (price), удобство получения (place), продвижение (promotion). Как достичь установленных планов вы можете прочитать в нашей следующей статье "Выполнение плана продаж". План продаж делится на online и offline. Затраты могут прописываться там же или в отдельном документе.1. Online
Продажи через интернет. Специфика данного вида в том, что необходимо обладать специальными знаниями в интернет-маркетинге для его составления. Здесь результат выполнения зависит от тонкой настройки и оптимизации каждого параметра в рекламной среде.
1) Информация о прошлом (по месяцам). Цель заполнения данного пункта – определить тренд развития компании в онлайн среде, оценить свои показатели и сравнить их с максимально возможными на данный момент. В плане такая информация представлена в виде графиков за годы/месяцы/недели (смотря на какой период вам будет необходимо).
Показатели SEO:
- Трафик
- Бренд-трафик
- Лиды
- Видимость сайта в поисковых системах
- Видимость относительно конкурентов
- Количество трафика и конверсий к частоте ядра
- Высокочастотных запросов в Топах (10-30)
- Низкочастотных запросов в Топах
- Степень продвинутости запросов (занимающие 1, 2, 3 место в выдаче)
- Количество запросов на лэндинг (и на важные страницы)
- Доля входящих запросов в Топах от проиндексированных
- Доля показов органического трафика к рекламному
- Усредненный показатель CTR
Показатели рекламы:
- Трафик
- Лиды
- Динамика CTR
- Затраты на рекламу
- Средний чек
- Тренд среднего чека и номенклатуры товара (количества услуг)
- Тренд отрасли
2) Информация о настоящем. Цель данного пункта плана отдела продаж в оценке достижимости его выполнения компании с имеющимися показателями и ресурсами.
- Анализ конкурентов (качества сайтов, цен, УТП на сайте, мест продвижении)
- Бюджет на online-продвижение
- Целевая аудитория
- Наполненность и база клиентов в CRM
- Количество клиентов на одного менеджера
- Мотивированность продавцов
- Тренд отрасли
3) Информация о будущем. Скорее всего, на данный моменту, у вас уже вскрылась куча проблем и набралась папка для необходимых оперативных действий, после решения которых будет возможно приступить к данному пункту плана отдела продаж – стратегические решения. Тут необходимо прописать конкретные (и посчитанные) планируемые действия:
- Возможные каналы продвижения
- Сервисы автоматизации или ручное управление рекламой
- Возможные акции, скидки у вас и конкурентов3.4 Внедрение: CRM, Call-Tracking, запись прослушивание звонков, автоответчик, учет рабочего времени, системы премий и штрафов.
2. Offline
Продажи, не зависящие от интернета (покупки в офисе продаж/магазине), а так же оптимизация отдела продаж.
1) Информация о прошлом (по месяцам). Цель – понять, насколько у вас качественный товар (услуга) в глазах клиентов и можете ли (знаете, как) удовлетворить их потребности. Так же в этот раздел плана отдела продаж могут попасть пункты анализа прошлых периодов, не всегда уместные в online разделе.
- Объем продаж (источник и эффективность)
- Количество постоянных клиентов
- Бренд-спрос (клиент узнал о вас по сарафанному радио, раньше пользовался)
- Количество менеджеров
- Средний объем продаж менеджеров
- «Проходимость» торговой точки, офиса
- Динамика продаж сопутствующего товара
2) Информация о настоящем. В этом разделе необходимо обратить пристальное внимание на сам товар (услугу), организацию продаж, конкурентов. Цель – найти проблемы внутри компании.
- Структура рабочего дня менеджера по продажам (реальное время на холодные звонки, подготовку КП, общение с потенциальным клиентом, заполнение CRM, работу с другими отделами, бумажная работа, отдых). График эффективности работы менеджеров (коммерческие предложения /встречи /договора /сделки). А также, тренд оценок качества обработки звонков и заявок менеджерами (анализ записи разговоров и Call-Tracking)
- Структура продаж (какой товар/услуга и в каком объеме продаётся)
- Маржа каждого товара/услуги
- Сравнительная таблица качества товара/услуги относительно конкурентов – разработка своего УТП
- Конкурентный анализ (размер штата, ассортимент товара, ценовая политика, сервисные услуги, доля на рынке)
3) Информация о будущем. Для успешных продаж надо идти в ногу со временем т.е. продавать товар (услугу) нужную людям и подходящего качества. Поэтому заранее определитесь с планом развития самого отдела, исходя из:
- Изменения технологии производства (материалов)
- Модой
- Трендом отрасли
- Мест размещения рекламы
- Целевой аудитории
Выше мы ответили на вопрос «Что нужно сделать для создания плана отдела продаж?». Когда необходимые изменения сделаны, вы можете перейди к вопросу «Как спрогнозировать?». Отвечаем: необходимо свести воедино следующие цифры:
- Трафик
- Затраты на рекламу
- Цена одного лида
- Определение количества лидов, необходимых для роста компании
- Затраты на одного менеджера
- Маржа товара/услуги
- Стоимость товара
Также, в плане отдела продаж (если он более 6 мес), не забудьте учесть риски и продумайте пути их преодоления:
- Изменение в законе о рекламе
- Политическая, экономическая, законодательная ситуация
- Товары-заменители
- Выход нового конкурента на рынок