Предприниматель заблудился в лесу и искренне обрадовался, когда встретил грибника:
- Где я нахожусь?
- Вы в лесу на берегу ручья, - ответил грибник.
- А вы, случайно, не консультант? – поинтересовался предприниматель.
Грибник удивился проницательности собеседника и спросил:
- Но как вы догадались?
- Вы дали абсолютно точный ответ, который никак не помог мне выбраться из леса, - пояснил предприниматель
- А вы, стало быть, предприниматель? – предположил консультант.
Предприниматель поразился, а консультант добавил:
- Вы тоже дали точный ответ на мой вопрос, но совсем не улучшили ваше положение. Теперь во всех своих бедах вы будете винить консультанта.
Консультанты в России появились всего пару десятков лет
назад. Культура профессии недостаточно сформирована и отношение к ним
скептическое. Людям, родившимся в СССР, тяжело платить деньги за совет, а не за
конкретное действие. Есть реальное опасение, что консультант окажется
мошенником. Ведь профессия, где «не надо ничего делать, а только давать советы»,
привлекает тех, кто не только не способен помочь бизнесу, но может навредить. Консультанты
для предпринимателя – как лучики угасающей надежды, к ним обращаются, когда все
доступные способы решения проблемы не дали результата.
Лирическое отступление
Представляем двух героев. Первый – Алексей, владелец развивающегося бизнеса, активно участвующий в управленческих процессах и лично общающийся с ключевыми клиентами. Второй – Алексей Дмитриевич – из своего кабинета посредством топ-менеджеров руководит сформировавшимся бизнесом. Компания Алексея Дмитриевича давно доказала свою эффективность, ему не нужно участвовать в оперативных процессах, многие из которых стали для него «черным ящиком».
Ветер перемен
Любая сложная задача имеет простое и легкое для понимания неправильное решение
Артур Блох – автор «Законов Мёрфи»
Однажды Алексей узнал, что существуют особые программы – CRM-системы, которые аккумулируют
информацию о клиентах и помогают управлять продажами. Это открытие его вдохновило.
Он нашел десятки аналогичных программ и остановился на самой простой, у которой
была тестовая версия.
Первое время Алексей тщательно заполнял каждое поле и ставил задачи менеджерам. Он не знал, какая информация ему может понадобится, поэтому на всякий случай заполнял всё. Занятие отнимало много времени. Перед майскими праздниками было особенно много работы, и несколько бессонных ночей на производстве вынудили его забыть о CRM. Он решил, что всё наверстает на выходных. 1 мая открыл CRM и приуныл, когда понял сколько работы накопилось за несколько дней. «А что там у менеджеров?» - пришла мысль Алексею. «Хм. Трое вообще ничего не заполнили. Наверное, они были заняты не меньше моего!» - подумал Алексей. Ещё двое что-то делали, но: «Совсем не так, как делаю я». Только один порадовал своей прилежностью: «Хотя, это понятно,» - подумал Алексей – «Это новый менеджер, и у него всего три клиента в работе». Алексей смирился с мыслью, что большую часть выходных будет приводить CRM в порядок и снова забудет про семью.
Через две недели закончился тестовый период. На собрании все
шесть менеджеров проголосовали за переход на платную версию, но Алексей
проголосовал против: «CRM нужна только в крупных компаниях, где всё идеально отлажено
и не бывает авралов на производстве».
Алексей Дмитриевич строил бизнес без всяких CRM и лично учил первых менеджеров.
На его глазах один стал руководителем отдела продаж, а другой – коммерческим директором.
Впервые за 15 лет продажи ушли в минус, но топ-менеджеры утверждают, что у всех
сейчас плохо, ведь страна еще не оправилась от последствий кризиса.
Заниматься особенно было нечем, после обеда Алексей Дмитриевич
решил прогуляться по офису и случайно заглянул в отдел продаж. За дверями его
ждало неприятное открытие: линейные менеджеры расслабились. «Комдир и РОП, конечно,
свои люди, но и за ними неплохо бы присматривать» - подумал он.
На совете директоров Алексей Дмитриевич слышал, что есть
какая-то SalesForce, которую
даже БМ использует и хвалится этим. Кто это, он не знал, но денег за последние
годы его компания хорошо заработала, почему бы не попробовать? Несколько
месяцев и миллионов рублей дали CRM-систему, настроенную под каждый «чих», а
также пакет документации из нескольких томов.
Международная IT-компания, внедрявшая CRM, выполнила всё согласно 117 раз согласованному техническому
заданию, но не объяснила, как эффективно использовать систему. Программа рисует
красивые отчеты, которые пусты и непригодны для управления. Менеджеры пользуются
системой как записной книжкой и заполняют «для галочки». Алексей Дмитриевич
потратил много ресурсов на программу, которая никак не влияет на продажи.
Алексей и Алексей Дмитриевич осознают необходимость перемен,
но оба разочарованы тем, что у них получилось.
Клиент дозревает, будь готов!
Алексей задумался о консультанте и подготовил список.
Плюсы консультантов
- опыт в разных отраслях и сотни успешных решений;
- находится над операционной текучкой, видит
процессы сверху; - не относится к бизнесу, как своему ребенку, и
ему легче изменить то, что давно работало; - заинтересован построить независимую от себя
систему, чтобы перейти к другим клиентам.
Минусы консультантов
- не специалист в моей отрасли;
- меньше меня заинтересован в результате и хочет
скорее убежать к другим клиентам; - если у меня всё рухнет, то он потеряет только
клиента, а не дело всей жизни; - берет деньги за советы, которые может давать кто
угодно, - поработал бы своими руками.
Отсутствие других решений склоняет Алексея попробовать консультанта по построению систем продаж, который одновременно консультирует по внедрению CRM. Ещё консультант закончил экспресс-курсы «100500 миллионов в консалтинге», красиво рассказывает, за работу просит немного, гарантирует результат и согласен на оплату по достижению результата.
В процессе Алексей каждый совет подвергает сомнению. Думает не об эффективности, а размышляет о простых и понятных советах, до которых додумался бы сам, если бы не было аврала на работе. Насколько советы написать инструкцию по работе с CRM, ежедневном контроле менеджеров и т.п. и т.д. стоят тех денег, что просит консультант? «Я и без тебя всё это знал!» - сокрушенно думает Алексей - «Почему я должен за это платить?»
Алексей Дмитриевич не зря получил MBA, поэтому приглашает бизнес-коуча. В отличие от консультанта он изменит мышление Алексея Дмитриевича и его команды. Коучу не обязательно владеть предметом, его задача – задавать правильные вопросы, которые помогут сформулировать правильные цели и поставить нужные задачи. Каждый человек подсознательно знает ответы на все вопросы, а коуч вытягивает их в область сознательного осмысления и помогает находить эффективные решения. Коуч – это совесть, которая толкает к действиям, и следит, чтобы выполнялись только задачи, приводящие к достижению истинных целей.
Интуиция подсказывает, что всё внутреннее нужно сформулировать и структурировать в слаженную систему. Алексей Дмитриевич не мелочится и приглашает самого известного и востребованного специалиста, которому с радостью подставляет свой разум для извлечения нужной информации.
У коучинга есть существенный недостаток: после сессии нужно
выполнять большую работу, которую нельзя делегировать, потому что коучинг направлен
на развитие самого человека. Тренер не будет вместо тебя ходить в спортзал.
По итогам первой сессии перед Алексеем Дмитриевичем возникают
задачи:
- выявить причины неэффективной работы CRM;
- нарисовать идеальную картину работающей CRM;
- подготовить мотивационное выступление перед
сотрудниками, поясняющую необходимость внедрения CRM.
Воодушевление позволило быстро ответить на первый вопрос. Со вторым справился «более-менее», а вот выступать перед публикой он не любит: «Пусть разбираются топы… Да и не так уж нужна эта CRM: продажи и без нее вроде пошли вверх». Перестает отвечать на звонки коуча и прощается с предоплаченной суммой…
Инструкция по выбору консультантов
Алексею, Алексею Дмитриевичу и бесконечно многим управленцам действительно могут помочь консультанты, если они способны принять их помощь.
Вы готовы воспользоваться их услугами, если осознаете и согласны с тем, что:
- Ваш бизнес неидеален. Не оценивайте работу консультанта, а его глазами пытайтесь увидеть свой бизнес со стороны. Ключевые решения остаются за вами, просто рассмотрите альтернативные варианты.
- Возможно, вы это уже знаете. Понимание не гарантирует осуществления реальных мер. Простая идея может сэкономить годы труда и миллиарды рублей, но невыносимо сложно заплатить за эту мысль миллионы.
- Будет самостоятельная работа. Часть работы нужно делать самому и все равно платить консультанту. Вспомните о фитнес-тренере.
- Выход из зоны комфорта. Альберт Эйнштейн сказал: «Самая большая глупость – делать то же самое и надеяться на другой результат». Изменения всегда вызывают сопротивление как внутри вас, так и внутри коллектива. Помните и будьте готовы.
- Доверяйте. Определитесь со степенью доверия перед запуском проекта. Сомнения в процессе реализации полностью разрушат эффект.
- Возможны альтернативы. Нет единственно верного решения. Есть решение с максимально возможным эффектом и, вероятно, хороший консультант сможет его предложить.
- Черные лебеди. Отдавайте себе отчет, что люди (в том числе самые лояльные) не хотят напрягаться и будут саботировать многие вещи. Ни одно внедрение не проходит идеально, невозможно предусмотреть все варианты, возможны отклонения и корректировка действий на ходу.
- Ориентируйтесь на результат. Зафиксируйте желаемые результаты и ответственность каждого участника проекта независимо от погон, должностей и личных отношений. Возможно, что с кем-то из них вы расстанетесь, а кто-то разочарует вас нежеланием что-то менять.
Как выбрать консультанта
- Вам с ним комфортно. Консультант становится частью команды, ему нужны ваши знания бизнеса, а вам – его, и эти знанию нужно объединить в результате эффективной коммуникации.
- Вы понимаете его язык. Человек, оперирующий непонятными терминами, видимо, знает очень много, но разбирающийся человек может объяснить свои мысли ребенку. К тому же у вас вряд ли сложится хорошая коммуникация (см. п. 1).
- Положительный опыт внедрения. Главная ценность не в том, чтобы подготовить документ, а в том, чтобы документ заработал, несмотря на все препятствия и человеческий фактор. Если консультант разработал 200 технических заданий на внедрение CRM и только в одном случае CRM заработала, то его опыт – одно внедрение. Вам этого достаточно?
- Есть команда. 100% успеха на 10% состоит из знания и на 90% из дела. Если 90% перекладывается на сотрудников вашей компании, то эффективность падает, потому что ваши сотрудники могут не обладать нужными компетенциями. Например, наша команда по внедрению систем продаж включает:
- Бизнес-эксперта – основного консультанта;
- Бизнес-тренеров – обучают менеджеров и контролируют выполнение инструкций
- Асессоров – прослушивают каждый звонок и проверяют качество заполнения каждой сделки, занесенной в CRM;
- IT-аналитика и IT-специалистов – готовят ТЗ на внедрение, настраивают CRM-систему, интегрируют с телефонией, сайтом, почтой;
- Методолога – подготавливает документацию по работе именно с вашими инструментами продаж.
Хороший консультант может в одиночку выполнять все эти функции и, если он действительно выполняет их хорошо, то стоит работа дорого.
Пример. Час работы консультанта стоит 100 рублей, час работы участника команды – 50 рублей, а вся работа – 30 часов. Консультант без команды обойдется в 30 часов х 100 рублей = 3000 рублей. А команда с пропорцией 10% знать и 90% делать – в 30 х 100 х 10% + 30 х 50 х 90% = 1650 рублей. При этом команда делает не хуже (а часто лучше единственного специалиста за счет узкой специализации) и делает быстрее за счет распараллеливания
- Умеет строить собственные бизнес-процессы. Отсутствие команды – уже тревожный сигнал. Но если человек, снимающий трубку в компании консультанта, не умеет обрабатывать звонок, не перезванивает вовремя, не присылает коммерческое предложение и т.п., то какова вероятность, что в вашей компании всё получится?
- Не навязывает. Он готовит информацию для принятия ключевых решений, предлагает варианты и сообщает о рисках. Вы сами выбираете что делать.
- Раскрывает суть. Для вас важно знать не только само решение, но понимать как к нему прийти, чтобы в дальнейшем принимать их самостоятельно и ни от кого не зависеть.
- Стабильные результаты. Многие бизнесмены ищут консультанта, который разбирается именно в их бизнесе. В этом часто нет смысла, т.к. нет двух абсолютно похожих компаний. Даже успешный опыт решения подобной задачи у вашего конкурента не гарантирует успех вашей компании. Зато наличие стабильных и логичных результатов в других отраслях увеличивает шансы на успех в вашей. Информацией о специфике вашего бизнеса владеете вы и ваша команда, а консультант дает систему.
- Понятный формат взаимодействия. Спросите о ходе работы. Консультант будет у вас с утра до вечера или станет появляться раз в месяц? Как вы будете согласовывать документы? Как будут взаимодействовать ваши команды? Вам подходит такой формат?
- Поговорите с клиентами. Попросите контакты бывших клиентов и задайте им, например, вопросы из предыдущего пункта и поинтересуйтесь впечатлениями о работе.
- Измеримый результат. Внедрена CRM – не измеримый результат. Вместо этого укажите: все входящие обращения зафиксированы, полнота и корректность заполнения карточек менеджерами – не менее 95%, отклонение от прогноза продаж в месяц – не более 10%. Собственник ежедневно получает на мобильный телефон информацию: выполнение плана на сегодня – 87%, прогноз на месяц – 115%, активность менеджеров вчера – 93%, эффективность менеджеров вчера – 82%.
Если консультант не задает вопросы, не формулирует цели, то задумайтесь, какой результат вы получите, если даже целей нет.